+7 (343)

352–41–85
352–41–83
378–74–30
Рекомендации по эксплуатации компрессоров. Предварительные работы перед запуском.

1.      ЦИРКУЛЯЦИЯ ВОЗДУХА

Помимо охлаждения компрессора, вентиляция служит для обеспечения эффективного теплообмена в конденсаторе и, таким образом, непосредственно влияет на температуру конденсации.

К конденсатору необходимо подводить наиболее свежий воздух и в достаточном количестве.

Для этого:

·        Следует избегать засорения конденсатора и периодически проводить его очистку, а также необходимо обеспечить входы и выходы воздуха через достаточные сечения во избежание потерь.

·        Необходимо устранить препятствия на пути циркуляции воздуха: часто встречается, что неправильное расположение агрегата к входящим и выходящим воздушным потокам приводит к смешиванию уже отработанного горячего воздуха с входящим потоком.

В таких случаях, несмотря на то, что температура окружающей среды является вполне приемлемой, воздух всасываемый через конденсатор перегревается на несколько градусов (иногда до 10 °С), что в свою очередь приводит к снижению функциональных характеристик системы, к возможному срабатыванию защитных устройств к значительному сокращению ресурса работы компрессора.

            2.      ЭФФЕКТ ЖИДКОГО ХЛАДАГЕНТА

Главной причиной выхода из строя компрессоров, особенно средней и большой мощности (от CAJ и выше), является присутствие жидкого хладагента в компрессоре как во время работы, так и в фазе остановки.

 2.1. Во время работы.

Возврат жидкого хладагента в компрессор может произойти в аварийном порядке по многим причинам, таким как: передозировка, плохая регулировка перегрева на терморегулирующем вентиле (ТРВ), обмерзание или обледенение испарителя, но также из-за конструкции самой системы: оттайка горячими парами, реверсия цикла…

Наилучшим решением данной проблемы является несомненно использование отделителя жидкости, способного вместить не менее 70% хладагента, заправленного в систему.

Когда неизвестно количество заправленного в систему хладагента, то очень приблизительно можно оценить его максимальную заправку в зависимости от типа оборудования:

·        кондиционирование воздуха или оборудование с положительной температурой испарения: 380 г на кВт холодпроизводительности;

·        оборудование с отрицательной температурой испарения (от -15 °С до -10 °С) 1000 г на кВт холодпроизводительности;

·        низкотемпературное оборудование 2700 г на кВт холодпроизводительности.

      2.2.Во время остановки.

Во всех  случаях, когда компрессор оказывается самой холодной частью системы, существует риск миграции хладагента в компрессор (даже при одинаковой температуре испарителя и компрессора).

Наличие жидкого хладагента в масле приводит только к негативным последствиям для качества смазки трущихся поверхностей деталей.

Следует отметить, что миграция жидкого хладагента значительно упрощена в случаях влажного хода, когда во время работы в компрессор проникает часть жидкого хладагента. Она также может произойти в результате очистки испарителя горячей водой или даже под влиянием прямого попадания солнечных лучей на испаритель (тепловой насос).

Во избежание данной проблемы, следует использовать картерный подогреватель для поддержания более высокой температуры компрессора.

Другое возможное решение данной проблемы состоит в осуществлении цикла «pump-down» перед остановкой компрессора: закрытие соленоидного вентиля на входе в испаритель позволяет собрать практически весь хладагент в ресивере, в конденсаторе и жидкостном трубопроводе.

Необходимо убедиться, что емкость ресивера позволяет собрать не менее 90% заправленного хладагента.

Необходимо также убедиться в отсутствии вакуума в компрессоре в момент повторного запуска с целью избежания возникновения дугового разряда на клемме питания.

Однако,  по сравнению с картерным электроподогревом, этот метод имеет недостаток: компрессор работает всегда со слабыми скоростями газа, и если диаметр трубопроводов несколько завышен, то находящееся в системе масло никогда не вернется в компрессор. В связи с этим, необходимо использовать трубопроводы с наименьшими допустимыми размерами или, во время повторного запуска, обеспечить работу системы на очень короткое время, минуя регулирующий вентиль.

 3.      ЧИСЛО ЗАПУСКОВ ЧАС

Холодильная система должна быть разработана так, чтобы компрессор запускался не более 10-12 раз в час.

Обычно оборудование работает в режиме 7-8 циклов в час. Для эффективного охлаждения электродвигателя (особенно пусковой обмотки), рекомендуется обеспечить, чтобы коэффициент рабочего времени (время работы/время остановки) не превышал 0,75.

Когда используется капиллярная трубка в качестве расширяющего органа, во время остановки компрессора происходит выравнивание давления. Особенно в системах небольшой мощности и, в зависимости от сопротивления применяемой капиллярной трубки, это выравнивание давлений может занять более 7-8 минут.

 4.      СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ

До монтажа компрессора или агрегата, следует убедиться в том, что все компоненты холодильной системы чистые и обезвлажены.

Обеспечить резку и сгибание труб так, чтоб пыль и металлическая стружка не проникали внутрь системы: для резки труб нельзя использовать пилу, а во избежание значительных деформаций рекомендуется применять адаптированные трубогибы.

В случае замены вышедшего из строя компрессора на новый, систематически необходимо менять и фильтр-осушитель на жидкостном трубопроводе: он должен всегда быть установлен с наклоном в направлении потока хладагента.

Если сгорел электродвигатель вышедшего из строя компрессора, то следует также установить противокислотный фильтр на всасывающей линии. Если электродвигатель сгорел при заклиненном роторе, то большинство загрязнений находится в самом компрессоре. В этом случае противокислотный фильтр может быть снят через 1-2 часа работы.

Если компрессор сгорел во время работы, то можно обнаружить следы загрязнений или горелого масла внутри нагнетательного трубопровода, и в меньшей мере, во всасывающем трубопроводе. В этом случае рекомендуется заменить или тщательно очистить регулирующий вентиль, а также, при их наличии, 4-х ходовой клапан или электроклапаны. Более того, необходимо заменить несколько раз фильтры-осушители жидкостной и всасывающей линий.

При пайке трубопроводов к вентилям или к шарнирным соединениям предварительно необходимо снять уплотнительные прокладки во избежание их повреждений, а также следует избегать повреждения материала уплотнительного кольца внутри корпуса вентиля.

При пуско-наладочных работах, следует убедиться в отсутствии утечек в этом уплотнительном кольце: и в случае их обнаружения, затянуть его гайку, чтобы не нарушить работу конического запорного элемента вентиля.

Изготовитель рекомендует паянные соединения. Резьбовые соединения с развальцовкой имеют большую вероятность утечек в ходе эксплуатации. Допускаются также резьбовые соединения на плоской поверхности с использованием уплотнительных прокладок. Рекомендуется проводить операции пайки под небольшим давлением инертного газа, например азота (около 5-7 л/мин), чтобы избежать окисления внутри трубопроводов, особенно для компрессоров, заправленных синтетическими (POE, PVE,…) и алкилбензоловыми маслами, которые являются более чувствительными к загрязнениям чем минеральные.

5.      АНТИВИБРАЦИОННОЕ КРЕПЛЕНИЕ (АМОРТИЗАТОРЫ)

Все компрессоры изготовителя поставляются в стандартном исполнении с комплектом антивибрационного крепления, включающего:

·        4 резиновых амортизатора

·        4 втулки

Амортизаторы предназначены для погашения вибраций компрессора. При правильном креплении шайба касается втулки при зазоре 1-4 мм между шайбой и верхней частью амортизатора. Для того, чтобы не деформировать втулку, следует применять следующие усилия затяжки: болт диаметром 6 = от 5 до 10 Нм (50-100 см Кг), болт диаметром 8 = от 8 до 13 Нм (80-130 см Кг).

            6.      ПУСКОВОЕ РЕЛЕ

Необходимо использовать только те пусковые реле (также как и реле тепловой защиты), которые поставляются вместе с компрессором или агрегатом, даже тогда, когда есть возможность использовать другие модели реле, так как:

·       Плохо адаптированное реле негативным образом влияет на работу электродвигателя, так и на другие электрокомплектующие.

·       Плохо адаптированное реле может также вызвать вибрацию контактов, что нарушает питание компрессора и увеличивает время запуска.

            Некоторые модели компрессоров оборудованы позисторным реле (РТС). Электродвигатели таких компрессоров специально адаптированы для работы с ним. Поэтому не следует использовать электромагитное реле на этих компрессорах, также как использовать реле РТС на компрессорах  с электромагнитным реле. При работе с РТС следует перед каждым перезапуском системы обеспечить необходимое время для охлаждения реле, что занимает ориентировочно как минимум 3 минуты, а в некоторых случаях даже и больше, когда кожух компрессора очень горяч вследствие высокой температуры окружающей среды или неблагоприятных условий эксплуатации компрессора.

Как описывалось выше, если реле находится в клеммной коробке, то перед тем как подвести напряжение, следует убедиться в строго вертикальном положении самой клеммной коробки. Любое отклонение от вертикальной оси превышающее 15 ° приводит, в большинстве случаев, к выходу из строя пускового конденсатора и/или пусковой обмотки электродвигателя. Эти рекомендации действительны как для систем, оборудованных потенциальным реле, так и для систем с реле тока.

7.      ВАКУУМИРОВАНИЕ

Для вакуумирования системы следует использовать вакуумный насос в хорошем состоянии (предпочтительнее 2-х или 3-х ступенчатый) до достижения остаточного давления примерно 200 микрон (высота ртути), что эквивалентно 26 Па. Рекомендуется вакуумировать систему одновременно со стороны высокого и низкого давлений. Это связано с тем, что практически невозможно получить достаточную глубину вакуума на стороне высокого давления, производя вакуумирование только со стороны низкого давления, особенно в системах с ТРВ. Это также позволит сократить время вакуумирования.

Никогда компрессор не должен использоваться для вакуумирования. Если нет уверенности в отсутствии влаги в системе, то можно ее предварительно провакуумировать, что позволит уменьшить ее влажность. Внимание, для эффективной работы вакуумного насоса необходимо периодически менять масло 1-2 раза в год, в зависимости от степени его использования.

 8.      ЗАПРАВКА ХЛАДАГЕНТА

8.1.Вакуумирование.

Никогда не подводите напряжение к компрессору, который находится под вакуумом: может возникнуть электрическая дуга между проходными контактами питания компрессора или контактом и корпусом. Эта дуга приводит к отложению токопроводящего углерода и пробою изоляции проходных контактов, и даже к ее разрушению, что создает риск утечки газа и масла. Поэтому, как это было описано выше, необходимо всегда работать с установленной на свое место крышкой клеммной коробки.

Никогда не следует испытывать компрессор на электробезопасность, когда он находится под вакуумом: может произойти аналогичная ситуация.

 8.2.Заправка.

Необходимо заправлять систему лишь тем хладагентом, для которого данный компрессор был разработан. Марка хладагента указана на маркировке.

Для азеотропных (однородных) хладагентов, заправка может быть осуществлена в газовой фазе на всасывающем трубопроводе или в жидкой фазе на жидкостном трубопроводе, между конденсатором и фильтром-осушителем.

Для неазеотропных хладагентов (смеси) рекомендуется проводить заправку только в жидкой фазе в целях соблюдения правильных пропорций составляющих смеси.

При заправке в газовой фазе через всасывающий трубопровод, следует предварительно сломать вакуум, медленно заправляя систему до достижения давления 4-5 бар для R-22, R-404A (R-502) и приблизительно 2 бара для R-12 и R-134а.

 8.3.Запуск.

До запуска системы необходимо предварительно убедиться, что:

·        все вентили компрессора или агрегата открыты (если они есть),

·        используются все соответствующие электрокомплектующие (пусковое реле, тепловое реле, конденсатор…) и они правильно собраны,

·        напряжение в сети соответствует номинальному,

·        электропроводка позволяет выдержать значительные перепады напряжения,

·        пусковое реле (клеммная коробка) находится в вертикальном положении.

После этих проверок можно запустить компрессор и продолжать медленную заправку хладагентом до достижения необходимого количества, предусмотренного производителем данного оборудования, или до достижения нормального режима работы (давления) для данного оборудования. Нельзя оставлять заправочный баллон подсоединенным к системе, даже с закрытыми вентилями. Необходимо оставить систему поработать некоторое время. Следует также убедиться в отсутствии посторонних шумов, и что основание кожуха компрессора теплое.

Если верхняя часть компрессора является влажной, то это означает, что в компрессор возвращается жидкий хладагент: в этом случае надо отрегулировать уровень заправки или увеличить перегрев на терморегулирующем вентиле.

8.4.Поиск утечек хладагента.

Поиск утечек производится с помощью электронных течеискателей, адаптированных к данному типу хладагента. Особенно тщательно следует проверить резьбовые соединения, а также утечки из-под уплотнительных колец вентилей. При необходимости подтянуть гайки этих уплотнений. Установить заглушки на вентиля во избежание возможных последующих утечек.

9.      ДОПУСК НА ОТКЛОНЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

В мире используются еще различные электропитающие сети как по теоретическому номинальному напряжению. Так и по частоте. Каждая модель компрессора изготовителя имеет различные исполнения в зависимости от напряжения/частоты и количества фаз (монофазные, трехфазные).

Номинальное напряжение исполнения компрессора нанесено на маркировку компрессора или агрегата. Гарантированный диапазон напряжений соответствует ±10% от номинального значения (например, 220 В-240 В/50 Гц – гарантированный диапазон 198 В – 264 В.

Реальный диапазон напряжения всегда превышает гарантированный диапазон и зависит в значительной степени от условий работы системы. Каждый проектировщик компрессоров и агрегатов определяет свой гарантированный диапазон, основываясь на своих собственных критериях, с соблюдением при этом действующих стандартов. Различие в диапазонах, предлагаемых различными производителями, является нормальным процессом и связано с различием в этих критериях.

В компрессорах или агрегатах, оборудованных внешним защитным устройством, должно использоваться только то устройство, которое поставляется вместе с компрессором. В случае же, когда компрессор или агрегат поставляются с внутренним защитным устройством, то после срабатывания этого устройства, возможно, что в некоторых случаях. Придется подождать более часа перед его повторным включением.